FBO: что это такое, схема работы, плюсы и минусы
Что такое FBO
FBO/FBM = Fulfillment by Operator/Marketplace. Это схема взаимодействия селлера и маркетплейса, при которой за фулфилмент отвечает торговая площадка.
Фулфилмент в свою очередь включает в себя комплекс логистических услуг: хранение, сборку, упаковку, доставку заказов и обработку возвратов.
Согласно модели FBO все операционные процессы осуществляются силами маркетплейса. Задача продавца - подготовить свои товары и передать на склад площадки.
В чем преимущества модели FBO для селлера
- Быстрая доставка является вашим конкурентным преимуществом. Если товар уже лежит на складе маркетплейса, то будет доставлен покупателю быстрее, чем при модели FBS. Конечно, данный фактор важен, когда клиент принимает решение о покупке.
- Не нужно арендовать или приобретать собственный склад, нет необходимости нанимать команду курьеров или сотрудничать напрямую со службами доставки – решение этих вопросов возьмет на себя маркетплейс.
- Вы можете отправить ваши заказы во все города, где находятся пункты выдачи маркетплейса.
В чем недостатки модели FBO для продавца
- Комиссия. Хранение и доставка – это фактически дополнительные услуги, которые оказывает маркетплейс.
- Селлер не может повлиять на качество доставки заказов покупателю.
- Действуют ограничения по объему поставок на склад торговой площадки. Если на складе закончилось место для определенных товаров, вам придется или перенести свою поставку на ближайшую доступную дату, или отвезти на другой склад.
Кому подходит схема FBO
- Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и самозанятым.
- Продавцам, у которых нет помещения для хранения товара и службы доставки.
- Начинающим селлерам, у которых еще не настроена логистика.
- Тем, кто продает товары с хорошей оборачиваемостью.
Условия работы по FBO
Сотрудничая по FBO, селлер оплачивает ряд услуг, предоставляемых маркетплейсом. К обязательным услугам, как правило, относятся:
- Комиссия за продажу - это процент от стоимости каждого выкупленного заказа.
- Обработка платежей (РКО).
- Комиссия за складскую логистику, которая включает в себя комплектацию, упаковку и сортировку ваших товаров.
- Хранение на складе. В первую очередь стоимость платного размещения зависит от объема вашего товара.
- Последняя миля - доставка заказа покупателю в пункт выдачи, постамат или курьером.
- Комиссия за обработку возвратов.
FBO на разных маркетплейсах (на примере Ozon, Яндекс Маркет, Wildberries)
Размещение товаров на витрине маркетплейса - платная услуга при работе по модели FBO. Селлер обязан платить торговой площадке комиссию с каждого проданного заказа. Размер комиссионного сбора зависит от категории товаров.
Мы составили сравнительную таблицу по размеру комиссии за продажу на трех популярных маркетплейсах. Данные актуальны на октябрь 2023 года.
В Яндекс Маркет самая низкая комиссия у товаров из категории «Аптека» (3%), самая высокая - в категории «Одежда».
В Ozon также селлер платит 3% за аптечные товары, а, наоборот, максимальная комиссия 23% за аксессуары для электронных сигарет.
У Wildberries размер комиссии за продажу варьируется от 2 до 25%, где наименьшая комиссия (2%) за ноутбуки и смартфоны, наибольшая (25%) - за одежду и обувь.
Статья была полезной для вас? Тогда подписывайтесь на наш телеграм-канал и следите за анонсами, чтобы не пропустить выхода нового материала!