Бизнес

Что такое жизненный цикл товара?

19 января 2024 г.
5 минут
Что такое жизненный цикл товара?
Содержание статьи
В статье подробно рассмотрим теорию жизненного цикла товара, преимущества и недостатки использования данной концепции, зачем продлевать жизненный цикл товара и советы, как это сделать.

Жизненный цикл товара — ключевой аспект в современном бизнесе, который охватывает все этапы развития продукта от его появления на рынке до снятия с производства. Этот процесс может быть представлен в виде нескольких основных стадий, каждая из которых имеет свои особенности.

Этапы жизненного цикла товара

В классической теории ЖЦТ (жизненного цикла товара) выделяют 4 основные стадии развития: 


  1. Внедрение на рынок
  2. Рост продаж
  3. Зрелость продукта
  4. Спад продаж


Мы рассмотрим расширенную версию теории с двумя дополнительными стадиями: создание и разработка продукта и уход с рынка. Разберемся в каждом этапе более подробно. 


Создание и разработка продукта. На этом этапе компания изучает потребности целевой аудитории, анализирует рынок и нишу, а также определяет потенциал развития продукта. 


Внедрение на рынок. Этап, когда товар только появляется на рынке. Основная задача продукта состоит в завоевании аудитории и создании начальной потребительской базы. В этот период могут применяться такие стратегии, как снижение цен, акции, бесплатная раздача образцов или пробных версий товара.


Рост продаж. Товар пробивает себе дорогу к рынку, начинает набирать популярность, и бизнес наращивает продажи. Часто основная задача на стадии роста продаж — укрепление позиций на рынке.


Зрелость продукта. Товар достигает высокого уровня продаж, стабилизируется спрос. Однако конкуренция на рынке возрастает, и компаниям нужно сохранить интерес покупателей к своему товару. 


Спад продаж. На этой стадии товар становится ненужным, бизнес не получает прибыль. Как правило, продажи данной продукции прекращаются. Однако в некоторых случаях компании перевыпускают улучшенную версию изделия.


Уход с рынка. Продукт теряет свою значимость и востребованность у аудитории, из-за чего снимается с производства и теряет свои гарантии. Компании могут перепродавать снятые с производства товары на вторичном рынке. 



Преимущества и недостатки использования концепции жизненного цикла товара

Преимущества теории жизненного цикла товара заключаются в том, что она помогает: 


  • Оценить необходимость внесения изменений в продукт 
  • Установить цену товарной позиции 
  • Определить методы продвижения и каналы дистрибуции на различных стадиях жизненного цикла 
  • Спланировать маркетинговые активности, основываясь на прогнозировании изменений в спросе 


Однако, данная теория имеет и недостатки, такие как: 


  • Сложность прогнозирования точной длительности каждой стадии 
  • Отсутствие возможности прогнозировать изменения у конкурентов 

Как и зачем продлевать жизненный цикл товара

Продление жизненного цикла — это процесс, при помощи которого товар сохраняет свою актуальность и функциональность на протяжении длительного периода времени. Так компании получают новых клиентов и увеличивают свою прибыль.


Существуют различные подходы для продления жизненного цикла товара: 


  • Можно провести репозиционирование продукта, то есть изменить его целевую аудиторию, уникальные особенности. 
  • Провести модернизацию продукта, добавив новые функции, улучшив качество или применив новые технологии. 
  • Активное продвижение с помощью рекламных и маркетинговых акций, создание дополнительной ценности для потребителя. 
  • Укрепление имиджа бренда и установление эмоциональной связи с клиентами также может помочь продлить жизненный цикл товара.

Резюмируем

  1. Жизненный цикл товара — это теория, позволяющая понять, как долго товар будет продаваться на рынке.
  2. Модернизация продукта и маркетинговые инструменты помогут продлить жизненный цикл товара.
64
Поделиться:

Похожие статьи

Бизнес
20 июля 2023 г.
Где продавать в 2023 году: свой сайт, маркетплейс, социальные сети
135
Бизнес
21 июля 2023 г.
Что такое NPS: как его рассчитать и увеличить?
113
Бизнес
21 июля 2023 г.
Как оформить страницу доставки на сайте, чтобы повысить продажи интернет-магазина?
123