Бизнес

Что такое жизненный цикл товара?

19 января 2024 г.
6 минут
Что такое жизненный цикл товара?
Содержание статьи
В статье подробно рассмотрим теорию жизненного цикла товара, основные кривые ЖЦТ, преимущества и недостатки концепции ЖЦТ, а также расскажем, как продлить жизненный цикл товара.

Жизненный цикл товара — это период, который охватывает все этапы развития продукта от его появления на рынке до снятия с производства. Этот процесс может быть представлен в виде нескольких основных стадий, каждая из которых имеет свои особенности.


Хороший пример: жизненный цикл товаров Apple. Компания остается на ведущих позициях рынка 48 лет. Apple использует стратегию постоянных обновлений. Можно заметить, что компания часто выпускает новые продукты, которыми смещает старые модели. Так, большинство пользователей продукции Apple привыкли менять свои смартфоны на новые модели, как только те появляются на рынке. 

Этапы жизненного цикла товара

В классической теории ЖЦТ (жизненного цикла товара) выделяют 4 основные стадии развития: 


  1. Внедрение на рынок
  2. Рост продаж
  3. Зрелость продукта
  4. Спад продаж


Мы рассмотрим расширенную версию теории с двумя дополнительными стадиями: создание и разработка продукта и уход с рынка. Разберемся в каждом этапе более подробно. 

Создание и разработка продукта

На этом этапе компания изучает потребности целевой аудитории, анализирует рынок и нишу, а также определяет потенциал развития продукта. 

Внедрение на рынок

Этап, когда товар только появляется на рынке. Основная задача продукта состоит в завоевании аудитории и создании начальной потребительской базы. В этот период могут применяться такие стратегии, как снижение цен, акции, бесплатная раздача образцов или пробных версий товара.

Рост продаж

Товар пробивает себе дорогу к рынку, начинает набирать популярность, и бизнес наращивает продажи. Часто основная задача на стадии роста продаж — укрепление позиций на рынке.

Зрелость продукта

Товар достигает высокого уровня продаж, стабилизируется спрос. Однако конкуренция на рынке возрастает, и компаниям нужно сохранить интерес покупателей к своему товару. 

Спад продаж

На этой стадии товар становится ненужным, бизнес не получает прибыль. Как правило, продажи данной продукции прекращаются. Однако в некоторых случаях компании перевыпускают улучшенную версию изделия.

Уход с рынка

Продукт теряет свою значимость и востребованность у аудитории, из-за чего снимается с производства и теряет свои гарантии. Компании могут перепродавать снятые с производства товары на вторичном рынке. 



Виды жизненного цикла товара

Рассмотрим пять основных типов жизненного цикла товара.

«БУМ» (кривая постоянного роста)

В этом графике товар испытывает быстрый рост спроса и популярности. Производство и продажи стремительно возрастают, привлекая все больше потребителей.

«Плато» (кривая роста-спада) 

Здесь товар достигает своего пика популярности, но затем спрос стабилизируется и перестает расти. Производители и поставщики сталкиваются с конкуренцией и необходимостью разработки новых стратегий для удержания заинтересованных потребителей.

«Сезонность» (кривая с повторным циклом)

Периоды заинтересованности в товаре циклично повторяются. Отмечают спрос на товары с явно выраженным сезонным характером, например, товары для праздников или летнего отпуска. Продажи достигают пика в определенное время года, а вне этого периода спрос снижается.

«Гребешок» (кривая новых подъемов)

Товар периодически претерпевает маленькие всплески роста продаж. Новые технологии, модификации товара или успешные маркетинговые кампании могут вызывать интерес у покупателей и привлекать их вновь.

«Провал»

Почти сразу после появления на рынке товар перестает пользоваться спросом. Потребители теряют интерес к товару, который устарел или не удовлетворяет их новым требованиям и потребностям. В таких случаях производители обычно принимают решение о снятии товара с рынка.

Преимущества и недостатки концепции жизненного цикла товара

Преимущества теории жизненного цикла товара заключаются в том, что она помогает: 


  • Оценить необходимость внесения изменений в продукт 
  • Установить цену товарной позиции 
  • Определить методы продвижения и каналы дистрибуции на различных стадиях жизненного цикла 
  • Спланировать маркетинговые активности, основываясь на прогнозировании изменений в спросе 


Однако, данная теория имеет и недостатки, такие как: 


  • Сложность прогнозирования точной длительности каждой стадии 
  • Отсутствие возможности прогнозировать изменения у конкурентов 

Как продлить жизненный цикл товара

Продление жизненного цикла — это процесс, при помощи которого товар сохраняет свою актуальность и функциональность на протяжении длительного периода времени. Так компании получают новых клиентов и увеличивают свою прибыль.


Существуют различные подходы для продления жизненного цикла товара: 


  • Можно провести репозиционирование продукта, то есть изменить его целевую аудиторию, уникальные особенности. 
  • Провести модернизацию продукта, добавив новые функции, улучшив качество или применив новые технологии. 
  • Активное продвижение с помощью рекламных и маркетинговых акций, создание дополнительной ценности для потребителя. 
  • Укрепление имиджа бренда и установление эмоциональной связи с клиентами также может помочь продлить жизненный цикл товара.

Резюмируем

  1. Жизненный цикл товара — это теория, позволяющая понять, как долго товар будет продаваться на рынке.
  2. Модернизация продукта и маркетинговые инструменты помогут продлить жизненный цикл товара.


Статья была полезной для вас? Тогда подписывайтесь на наш телеграм-канал и следите за анонсами, чтобы не пропустить выхода нового материала!

293
Поделиться:

Похожие статьи

Бизнес
20 июля 2023 г.
Где продавать в 2023 году: свой сайт, маркетплейс, социальные сети
279
Бизнес
21 июля 2023 г.
Что такое NPS: как его рассчитать и увеличить?
498
Бизнес
21 июля 2023 г.
Как оформить страницу доставки на сайте, чтобы повысить продажи интернет-магазина?
242