Где продавать в 2023 году: свой сайт, маркетплейс, социальные сети
Перед начинающим предпринимателем в сфере онлайн-коммерции всегда встает вопрос, какую площадку выбрать. Где выгоднее продавать свои товары так, чтобы бизнес стабильно развивался, а доходы покрывали расходы?
Мы разберем особенности трех каналов продаж по нескольким параметрам и выделим плюсы и минусы каждой площадки.
Критерии, по которым мы будем сравнивать
- Тип товара и его целевая аудитория
- Ресурсы бизнеса
- Продвижение и маркетинг
- Управление логистикой
Достоинства маркетплейса
- Уже есть готовая потребительская аудитория. Особенно, если ваша продукция относится к товарам массового спроса.
- Открытие магазина на маркетплейсе занимает меньше времени, чем создание собственного сайта.
- Маркетплейс всегда в топе поисковых систем, а крупные лидеры этого рынка у всех на слуху.
- Есть свои склады и подключенные службы доставки. Это значит, что вопросы по хранению, упаковке и доставке заказов маркетплейс может взять на себя.
- Рекламные инструменты маркетплейса адаптированы под селлеров и не требуют привлечения маркетологов. Среди таких инструментов SEO-оптимизация карточки, участие в акциях, работа с комментариями покупателей.
Недостатки маркетплейса
- Зависимость от правил площадки.
- Система штрафов за несоблюдение условий оферты.
- Необходимость платить комиссию с каждой продажи.
- Единственный канал сбора обратной связи – отзывы к карточкам, по которым довольно сложно составить подробный портрет своего покупателя.
- Высокая конкуренция, особенно на товары широкого спроса.
Достоинства собственного интернет-магазина
- Не нужно платить комиссию с каждой продажи, а значит, ни с кем не приходится делить прибыль.
- Владелец интернет-магазина сам решает, какие акции проводить, как упаковывать товар, какими службами доставки пользоваться.
- Отсутствие товаров конкурентов у клиента в момент выбора покупки. В отличие от маркетплейса, где покупателю предлагаются похожие товары другого бренда.
- Много каналов для сбора обратной связи и создания портрета постоянного покупателя (например, через CRM-систему и веб-аналитику).
- Возможность популяризации бренда. Повышать узнаваемость своей компании можно за счет создания фирменного стиля на сайте.
Недостатки собственного интернет-магазина
- Нуждается в отдельном продвижении. Потребуется бюджет на рекламу, а также на оплату труда специалистов, которые будут заниматься продвижением продукта.
- Ответственность за складскую логистику, доставку, возвраты и комфортный сервис несет интернет-магазин.
- Необходимо постоянно контролировать техническую работоспособность сайта.
- Новый интернет-магазин вызывает обычно меньше доверия, чем известный всем маркетплейс. Придется искать и привлекать на сайт свою аудиторию.
- Открытие своего интернет-магазина с нуля требует много времени и немало денежных вложений. Потребуются услуги программиста, разработчика, дизайнера, копирайтера.
Достоинства продажи через социальные сети
- Минимальные вложения на старте. Например, открыть паблик ВКонтакте – совершенно бесплатно.
- Готовый и удобный интерфейс для заведения товарных карточек.
- Отсутствие затрат на техническую поддержку.
- Больше доверия к отзывам покупателей, поскольку за каждым отзывом стоит конкретный человек, чей профиль можно сразу посмотреть.
- В соцсетях легко поддерживать свою аудиторию вовлеченной, если регулярно публиковать контент.
Недостатки продажи через социальные сети
- Быстрая смена тенденций. Одна социальная сеть добивается успеха и вытесняет другую, забирая ее пользователей. Нельзя предугадать, какая платформа всегда будет популярной.
- Единственный источник трафика – это социальная сеть, где вы размещаетесь.
- Зависимость от правил площадки. Отсутствие права собственности, так как соцсеть официально является собственником всей информации.
- Ограниченный функционал продвижения, возможность рекламироваться только внутри социальной сети.
- Сложнее выделиться оригинальностью на фоне остальных. Для всех пабликов/каналов/сообществ предусмотрен единый шаблон, отличия наблюдаются лишь в дизайне и наполнении.
Так что же выбрать?
Проанализировав все плюсы и минусы каждого канала продаж, мы пришли к выводу о том, что с небольшим стартовым бюджетом проще начинать продавать на маркетплейсе или в социальных сетях. Если ваша цель – быстрые одноразовые продажи, задумайтесь о размещении на маркетплейсе. Наоборот, интернет-магазин и социальные сети подойдут на долгосрочную перспективу, если вы планируете развивать свой бренд.
Статья была полезной для вас? Тогда подписывайтесь на наш телеграм-канал и следите за анонсами, чтобы не пропустить выхода нового материала!