Что такое NPS: как его рассчитать и увеличить?
Что такое NPS?
NPS (Net Promoter Score) – это индекс лояльности клиентов. Уровень NPS является одним из основных показателей, который используется компаниями для измерения удовлетворенности клиентов и определения того, насколько вероятно, что клиенты будут рекомендовать продукты и услуги компании другим людям.
Как считать NPS?
Для того чтобы определить NPS, потребителям предлагается проголосовать в опросе: «Оцените по шкале от 1 до 10 вероятность того, что вы порекомендуете нашу компанию своим друзьям и знакомым». Обычно одного этого вопроса достаточно, однако компании также могут добавить в опрос несколько уточняющих вопросов.
Все проголосовавшие делятся на три группы:
- 9-10 баллов – «промоутеры» (им нравятся продукты и услуги компании)
- 7-8 баллов – «нейтралы» (им обычно нужна дополнительная мотивация обращаться в вашу компанию, например, выгодная скидка или акция)
- 0-6 баллов – «критики» (имеют негативный опыт, связанный с вашей компанией, соответственно, вряд ли будут постоянно покупать вашу продукцию)
Далее NPS нужно рассчитать по формуле:
Например, интернет-магазин опросил 1000 своих покупателей. 600 участников оказались «промоутерами», а 200 – «критиками». NPS в таком случае рассчитывается следующим образом:
NPS = (600/1000 – 200/1000)х100% = 40%
Хороший ли это показатель?
Зависит от сферы бизнеса. К примеру, в отрасли ретейла средний показатель уровня удовлетворенности клиентов равен 44%. Чем выше NPS, тем лучше для репутации и прибыли продавца.
Что влияет на NPS интернет-покупателей?
- Качество товара
- Доступность цен
- Удобство покупки, в том числе удобство навигации на сайте или в мобильном приложении
- Скорость и качество доставки
- Скидки, акции, бонусы, программы лояльности
- Известность бренда (в СМИ, социальных сетях и др.)
Как от доставки зависит NPS покупателей?
Стандартная цепочка онлайн-покупки выглядит следующим образом:
- Покупатель оформляет заказ в интернет-магазине
- Интернет-магазин подтверждает заказ и отправляет его в курьерскую службу
- Курьерская служба доставляет заказ покупателю
Получается, что в большинстве случаев покупатель оценивает компанию-продавца по качеству работы на последнем этапе - «последней миле». Покупатели часто воспринимают курьеров или сотрудников пунктов выдачи заказов как лицо бренда интернет-магазина.
Какие нарушения в работе службы доставки могут испортить впечатление клиента от покупки в вашем онлайн-магазине:
- Несвоевременная доставка заказа (сильно раньше или позже установленного срока)
- Непрофессионализм, хамство курьеров и администраторов
- Повреждения целостности упаковки или самого товара во время транспортировки
- Отсутствие прозрачности в процессе доставки: покупатель не может отследить, где находится его заказ, не осведомлен о задержках
- Отсутствие возможности отменить или перенести доставку заказа в случае форс-мажора
- Отсутствие возможности примерки товара до выкупа
Как увеличить NPS?
Этот вопрос волнует каждую компанию, которая заботится о своей репутации и которая стремится удержать своих клиентов и привлекать новых.
Мы советуем следующее.
Соберите как можно более подробную обратную связь от «критиков». Обычно они самая отзывчивая аудитория, которая сообщает обо всем, что ей не нравится в работе вашей компании. Используйте отзывы, sms- и email-опросы, обращения на почту или в мессенджеры.
На основе собранных данных выделите проблемные зоны. Например, вы можете обнаружить, что большинство клиентов отказываются от покупки на вашем сайте из-за долгой загрузки страниц или из-за высокой стоимости товаров по сравнению с вашими конкурентами на рынке. Пересмотрите в таком случае функционал сайта или свою ценовую политику.
Или, например, вы видите, что общий NPS проседает из-за проблем с доставкой. Проанализируйте конкретные параметры доставки, которые не устраивают ваших онлайн-покупателей. В ходе анализа выявится какой-то аспект, который приносит больше всего негативной обратной связи от клиентов. Обратитесь к своему логистическому партнеру/партнерам и обсудите вместе пути решения. Хороший партнер должен пойти вам навстречу, в противном случае стоит задуматься о поиске другой службы для доставки своих товаров.
Статья была полезной для вас? Тогда подписывайтесь на наш телеграм-канал и следите за анонсами, чтобы не пропустить выхода нового материала!