Бизнес

Что такое оборачиваемость товара: как ее считать и анализировать?

21 июля 2023 г.
4 минуты
Что такое оборачиваемость товара: как ее считать и анализировать?
Содержание статьи
В этой статье рассмотрим понятие «оборачиваемость товара» (в интернет-торговле), от каких факторов она зависит, зачем и как нужно ее рассчитывать, а также как использовать полученные данные для развития бизнеса.

Что такое оборачиваемость товара?

Оборачиваемость – это показатель, который отражает, как быстро товар продается и заменяется новыми единицами. Эта метрика помогает определить эффективность использования ресурсов компании и позволяет оценить, насколько быстро товар превращается в деньги. Чем выше оборачиваемость, тем эффективнее продажи и управление ассортиментом.


Измерять оборачиваемость можно в днях (сколько дней требуется для продажи среднего товарного запаса) или в разах (коэффициент оборачиваемости).

Зачем измерять оборачиваемость?

1. Для оптимизации ассортимента товаров.


Путем анализа оборачиваемости товаров компания может определить, какие товары приносят наибольшую выручку, а какие медленно продвигаются. Это позволяет сфокусироваться на наиболее популярных товарах и принимать решения об исключении из ассортимента малоэффективных товаров.


2. Для управления запасами.


Зная оборачиваемость товара, компания может избегать лишнего скопления товаров, что помогает снизить издержки и повысить эффективность управления складскими запасами.


3. Для прогнозирования спроса.


Грамотный анализ оборачиваемости товаров позволяет компании делать более точные прогнозы спроса и планировать закупки и производство.

Как считать оборачиваемость?

Существуют две формулы для расчета оборачиваемости товара.


Важно! Имеет смысл проводить отдельный анализ внутри каждой категории товаров.


1. Первая формула рассчитывает промежуточную величину – коэффициент оборачиваемости (потребуется для дальнейших расчетов).


Рассмотрим на примере. Интернет-магазин продает детские товары. Рассчитаем коэффициент оборачиваемости настольных игр за апрель (30 дней).


Товарный запас на начало месяца – 20 штук, на конец месяца – 16 штук. Средний товарный запас равен (20+16)/2=18 единиц.


За апрель было продано 250 настольных игр.


Коэффициент оборачиваемости будет равен 250/18=13,8 раз в месяц.


2. Вторая формула определяет оборачиваемость, или за сколько дней к вам вернутся деньги, вложенные в закупку товара.


Рассмотрим на примере того же интернет-магазина с детскими настольными играми.


Оборачиваемость этого товара рассчитывается следующим образом: 30/13,8=2,17 дней (округлим: 2 дня).


Это значит, что, во-первых, настольные игры, закупленные сегодня, вернутся к вам деньгами примерно за 2 дня, а во-вторых, запасов данного товара на складе хватает примерно на 2 дня.

От чего зависит оборачиваемость товара в интернет-торговле?

Одни из основных факторов, которые влияют на данный показатель:


  • Ассортимент и качество товаров

Разнообразие и актуальность продукции привлекает покупателей. Высокое качество товара и уровень обслуживания могут увеличить лояльность клиентов и способствовать повторным покупкам, что положительно скажется на продажах.


  • Ценовая политика

Привлекательная стоимость, акции, распродажи – всё это стимулирует клиентов к покупке.


  • Соотношение спроса и предложения

С ростом спроса коэффициент оборачиваемости товаров увеличивается. При этом большая разница между спросом и предложением ухудшает оборачиваемость.


  • Уровень конкуренции на рынке

Ваши конкуренты также могут повлиять на оборачиваемость товара. Если они предлагают аналогичные товары с лучшими условиями, ваша оборачиваемость может ухудшиться.


  • Удобство покупки

Чем проще и удобнее пользователю сделать покупку на вашей онлайн-платформе, тем выше вероятность, что покупатель вернется снова.


Как применять результаты расчетов?

Правильно рассчитать оборачиваемость – это хорошо. А уметь грамотно применять эти данные – еще лучше.


Советуем оценивать оборачиваемость товаров в динамике. Посмотрите, как с течением времени меняются показатели, наблюдается ли резкий рост или спад.


Эти данные позволяют понять, нужно ли скорректировать ассортимент или цену товара, помогут в планировании будущих закупок, особенно в сезонный период.


Показатели оборачиваемости также могут быть полезны вашему отделу маркетинга. Он, в свою очередь, будет проводить рекламные кампании для товаров, продажи которых замедлились.


Статья была полезной для вас? Тогда подписывайтесь на наш телеграм-канал и следите за анонсами, чтобы не пропустить выхода нового материала!

113
Поделиться:

Похожие статьи

Бизнес
20 июля 2023 г.
Где продавать в 2023 году: свой сайт, маркетплейс, социальные сети
185
Бизнес
21 июля 2023 г.
Что такое NPS: как его рассчитать и увеличить?
165
Бизнес
21 июля 2023 г.
Как оформить страницу доставки на сайте, чтобы повысить продажи интернет-магазина?
157