Что такое оборачиваемость товара: как ее считать и анализировать?
Что такое оборачиваемость товара?
Оборачиваемость – это показатель, который отражает, как быстро товар продается и заменяется новыми единицами. Эта метрика помогает определить эффективность использования ресурсов компании и позволяет оценить, насколько быстро товар превращается в деньги. Чем выше оборачиваемость, тем эффективнее продажи и управление ассортиментом.
Измерять оборачиваемость можно в днях (сколько дней требуется для продажи среднего товарного запаса) или в разах (коэффициент оборачиваемости).
Зачем измерять оборачиваемость?
1. Для оптимизации ассортимента товаров.
Путем анализа оборачиваемости товаров компания может определить, какие товары приносят наибольшую выручку, а какие медленно продвигаются. Это позволяет сфокусироваться на наиболее популярных товарах и принимать решения об исключении из ассортимента малоэффективных товаров.
2. Для управления запасами.
Зная оборачиваемость товара, компания может избегать лишнего скопления товаров, что помогает снизить издержки и повысить эффективность управления складскими запасами.
3. Для прогнозирования спроса.
Грамотный анализ оборачиваемости товаров позволяет компании делать более точные прогнозы спроса и планировать закупки и производство.
Как считать оборачиваемость?
Существуют две формулы для расчета оборачиваемости товара.
Важно! Имеет смысл проводить отдельный анализ внутри каждой категории товаров.
1. Первая формула рассчитывает промежуточную величину – коэффициент оборачиваемости (потребуется для дальнейших расчетов).
Рассмотрим на примере. Интернет-магазин продает детские товары. Рассчитаем коэффициент оборачиваемости настольных игр за апрель (30 дней).
Товарный запас на начало месяца – 20 штук, на конец месяца – 16 штук. Средний товарный запас равен (20+16)/2=18 единиц.
За апрель было продано 250 настольных игр.
Коэффициент оборачиваемости будет равен 250/18=13,8 раз в месяц.
2. Вторая формула определяет оборачиваемость, или за сколько дней к вам вернутся деньги, вложенные в закупку товара.
Рассмотрим на примере того же интернет-магазина с детскими настольными играми.
Оборачиваемость этого товара рассчитывается следующим образом: 30/13,8=2,17 дней (округлим: 2 дня).
Это значит, что, во-первых, настольные игры, закупленные сегодня, вернутся к вам деньгами примерно за 2 дня, а во-вторых, запасов данного товара на складе хватает примерно на 2 дня.
От чего зависит оборачиваемость товара в интернет-торговле?
Одни из основных факторов, которые влияют на данный показатель:
- Ассортимент и качество товаров
Разнообразие и актуальность продукции привлекает покупателей. Высокое качество товара и уровень обслуживания могут увеличить лояльность клиентов и способствовать повторным покупкам, что положительно скажется на продажах.
- Ценовая политика
Привлекательная стоимость, акции, распродажи – всё это стимулирует клиентов к покупке.
- Соотношение спроса и предложения
С ростом спроса коэффициент оборачиваемости товаров увеличивается. При этом большая разница между спросом и предложением ухудшает оборачиваемость.
- Уровень конкуренции на рынке
Ваши конкуренты также могут повлиять на оборачиваемость товара. Если они предлагают аналогичные товары с лучшими условиями, ваша оборачиваемость может ухудшиться.
- Удобство покупки
Чем проще и удобнее пользователю сделать покупку на вашей онлайн-платформе, тем выше вероятность, что покупатель вернется снова.
Как применять результаты расчетов?
Правильно рассчитать оборачиваемость – это хорошо. А уметь грамотно применять эти данные – еще лучше.
Советуем оценивать оборачиваемость товаров в динамике. Посмотрите, как с течением времени меняются показатели, наблюдается ли резкий рост или спад.
Эти данные позволяют понять, нужно ли скорректировать ассортимент или цену товара, помогут в планировании будущих закупок, особенно в сезонный период.
Показатели оборачиваемости также могут быть полезны вашему отделу маркетинга. Он, в свою очередь, будет проводить рекламные кампании для товаров, продажи которых замедлились.
Статья была полезной для вас? Тогда подписывайтесь на наш телеграм-канал и следите за анонсами, чтобы не пропустить выхода нового материала!