Как планировать цепи поставок?
Что такое SCM
Цепь поставок – это совокупность бизнес-процессов между поставщиками, производителями и посредниками. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Цепь поставок в логистике».
SCM, или управление цепями поставок — это стратегический подход, позволяющий координировать все процессы товародвижения. Он охватывает не только физическое движение товаров, но и информационные и финансовые потоки, а также взаимодействие всех участников цепочки поставок.
Главная задача SCM заключается в том, чтобы удовлетворить запрос клиента при минимальных логистических затратах.
Из каких процессов состоит
1. Планирование спроса и предложения
Этот процесс включает в себя анализ рынка и прогнозирование спроса на товары и услуги, а также планирование производства и закупок с учетом ожидаемых потребностей рынка.
2. Закупки и снабжение
На данном этапе происходит выбор поставщиков, заключение контрактов, оценка возможных рисков, а также контроль качества поставляемых товаров.
3. Производство
Этот процесс охватывает все операции, связанные с преобразованием сырья и компонентов в готовые товары, включая планирование производства, управление запасами, контроль качества и обеспечение безопасности труда.
4. Транспортировка
Логистический процесс включает в себя планирование и организацию перемещения товаров от поставщиков до конечных потребителей, управление складскими запасами и оптимизацию логистических сетей.
5. Управление запасами
Этот процесс включает в себя контроль уровня запасов, чтобы минимизировать затраты и обеспечить непрерывные поставки.
6. Информационное управление
Здесь мы подразумеваем анализ и обмен информацией между всеми участниками цепочки поставок с целью повышения прозрачности, координации и оперативного реагирования на изменения.
Зачем используют концепцию SCM
Функционал системы управления цепями поставок можно разделить на три объемные части:
- планирование поставок (SCP – Supply Chain Planning);
- исполнение планов поставок (SCE – Supply Chain Execution);
- анализ эффективности и оптимизация (CPM – Chain Performance Management).
Среди преимуществ концепции ключевым является возможность сокращения операционных издержек. Уменьшаются затраты на складирование, транспортировку, производство и управление запасами. Повышается производительность предприятия и уровень обслуживания.
Этапы планирования цепочки поставок
Грамотно спланировать цепь поставок означает распределить все ресурсы компании до осуществления доставки товаров от поставщика к покупателю.
1 этап: сбор и анализ общих данных
На данном этапе происходит сбор всех необходимых данных предприятия, анализируется текущая структура цепочки поставок с целью выявления потенциальных областей развития, определяются основные ключевые показатели эффективности (KPI), которые послужат основой для разработки стратегии впоследствии.
2 этап: построение цифрового двойника цепочки поставок
Цифровой двойник – это виртуальная копия цепи поставок, отражающая все звенья и процессы внутри нее. Цифровой двойник получает данные об объектах компании и финансах и рассчитывает на основе математических формул оптимальные решения.
Данная технология дает понять, какие наблюдаются отклонения в бизнес-процессах, и помогает в оптимизации будущей цепи поставок.
3 этап: разработка оптимизационной модели поставок
Оптимизационная модель строится на основе цифрового двойника.
Ключевая цель оптимизации заключается в том, чтобы сократить операционные затраты при соблюдении требуемых KPI компании.
4 этап: тестирование и проверка результатов
На данном этапе бизнес внедряет полученную модель поставок на определенный срок и отслеживает эффективность изменений.
Статья была полезной для вас? Тогда подписывайтесь на наш телеграм-канал и следите за анонсами, чтобы не пропустить выхода нового материала!