Бизнес

Как узнать спрос на товар?

15 ноября 2023 г.
4 минуты
Как узнать спрос на товар?
Содержание статьи
В статье узнаем, от каких факторов зависит спрос на товары, какие существуют типы спроса и как проанализировать спрос для грамотного развития бизнеса.

Спрос это показатель, определяющий заинтересованность и способность потенциальных покупателей приобрести ваш товар.

Какой бывает спрос?

а) В зависимости от времени: 


  • эпизодический 
  • периодический 
  • повседневный 


Эпизодический спрос возникает в связи с каким-то событием-поводом. Например, костюмы для Хэллоуина становятся популярными ближе к концу октября.


Периодический спрос связан с сезонным потреблением товаров. Например, летом чаще покупают солнцезащитные очки, купальники, легкую одежду, а зимой теплые куртки, шапки, шарфы, пледы. 


Товары с повседневным спросом это те товары, которые люди массово приобретают каждый день. Как правило, такие товары стоят недорого и продаются быстро (продукты питания, средства личной гигиены, бытовая химия и т.д.).


б) В зависимости от предложения:


  • полноценный (D=S*)
  • чрезмерный (D > S)
  • отсутствующий (D < S)
  • скрытый
  • падающий 
  • нерегулярный
  • отрицательный


*D (Demand) - спрос, S (Supply) - предложение


Полноценный спрос означает идеальную ситуацию, когда покупатели приобретают все товары, предлагаемые продавцом. 


Чрезмерный спрос возникает в случае, когда производится недостаточное количество товаров, чтобы удовлетворить потребности людей. 


Отсутствующий спрос. В этом случае потребителям не хочется по какой-то причине приобретать определенные товары. 


Скрытый спрос это ситуация, при которой покупатель готов приобрести товар, но не может, потому что рынок еще не придумал/не успел произвести данный товар. 


Падающий спрос появляется со временем, когда новые модели товаров вытесняют старые.


Нерегулярный спрос характерен для сезонных товаров. Например, новогодние украшения пользуются популярностью только 2 месяца в году. 


Отрицательный спрос связан с негативным отношением потребителей к товару. 


О том, как спрос влияет на прибыль, читайте в статье «Маржа и маржинальность: что это такое, в чем отличие и как рассчитать».

Как формируется спрос?

Самый важный фактор, влияющий на спрос, — это цена.


График ниже отражает закон спроса: при увеличении цены уменьшается спрос, то есть между данными двумя величинами существует обратная зависимость.


Также выделяют несколько неценовых факторов, от которых зависит спрос: 


  1. Доходы клиентов. Чем более платежеспособной становится аудитория, тем больше покупок она может себе позволить. Вместе с тем рост доходов может означать, что покупатель может позволить себе товары из более дорогого сегмента.
  2. Тренды. О них мы узнаём благодаря рекламе, слушаем мнение блогеров, следим за модными тенденциями. Тренды способны заставить людей купить даже те товары, которые сначала кажутся ненужными.
  3. Товары-субституты (заменители). При появлении на рынке конкурентоспособных аналогов в какой-либо категории покупатели могут отказаться от покупки привычного товара. 
  4. Изменения демографических показателей. 
  5. Политическая и экономическая ситуация. 
  6. Ожидания, то есть психологические особенности покупателей, заставляющие совершать покупки. Потребительские ожидания невозможно учесть заранее. Например, в начале пандемии Covid люди скупали товары первой необходимости. 

Как изучить спрос до запуска бизнеса?

Определить актуальность и востребованность продукта можно как платными, так и бесплатными способами. Рассмотрим самые популярные варианты анализа спроса. 


  • Воспользоваться сервисами поисковой аналитики

Яндекс Вордстат это инструмент, который содержит информацию о всех запросах пользователей в Яндексе. Можно изучить интересы потенциальных покупателей в разрезе региона, оценить динамику конкретного запроса и узнать, какие использовались смежные запросы в течение заданного временного промежутка. 


Google Trends это база данных, которая позволяет определить интересы аудитории в Google. Функционал сервиса похож на Яндекс Вордстат: нужно ввести ключевую фразу и по заданным параметрам смотреть статистику. 


Выделите несколько конкурентов в вашей нише, исследуйте площадки, на которых они продают свои товары. Проанализируйте ассортимент товаров по популярности, отзывам, цене. Для того чтобы получить объективные значения, возьмите в выборку исследования как можно больше конкурентных компаний. 


  • Использовать маркетплейсы

На Ozon, Wildberries или другом популярном маркетплейсе можно узнать количество предложений от продавцов по конкретному запросу. Если отсортировать товары в категории по популярности, то сможете оценить, насколько востребована каждая отдельно взятая позиция.

Резюмируем

  1. Спрос это потребность и желание купить определенный товар. 
  2. В первую очередь спрос зависит от цены. 
  3. Чтобы узнать, будет ли определенный товар востребован, нужно провести анализ. 


Статья была полезной для вас? Тогда подписывайтесь на наш телеграм-канал и следите за анонсами, чтобы не пропустить выхода нового материала!

1133
Поделиться:

Похожие статьи

Бизнес
20 июля 2023 г.
Где продавать в 2023 году: свой сайт, маркетплейс, социальные сети
205
Бизнес
21 июля 2023 г.
Что такое NPS: как его рассчитать и увеличить?
203
Бизнес
21 июля 2023 г.
Как оформить страницу доставки на сайте, чтобы повысить продажи интернет-магазина?
168