Как узнать спрос на товар?
Спрос — это показатель, определяющий заинтересованность и способность потенциальных покупателей приобрести ваш товар.
Какой бывает спрос?
а) В зависимости от времени:
- эпизодический
- периодический
- повседневный
Эпизодический спрос возникает в связи с каким-то событием-поводом. Например, костюмы для Хэллоуина становятся популярными ближе к концу октября.
Периодический спрос связан с сезонным потреблением товаров. Например, летом чаще покупают солнцезащитные очки, купальники, легкую одежду, а зимой — теплые куртки, шапки, шарфы, пледы.
Товары с повседневным спросом — это те товары, которые люди массово приобретают каждый день. Как правило, такие товары стоят недорого и продаются быстро (продукты питания, средства личной гигиены, бытовая химия и т.д.).
б) В зависимости от предложения:
- полноценный (D=S*)
- чрезмерный (D > S)
- отсутствующий (D < S)
- скрытый
- падающий
- нерегулярный
- отрицательный
*D (Demand) - спрос, S (Supply) - предложение
Полноценный спрос означает идеальную ситуацию, когда покупатели приобретают все товары, предлагаемые продавцом.
Чрезмерный спрос возникает в случае, когда производится недостаточное количество товаров, чтобы удовлетворить потребности людей.
Отсутствующий спрос. В этом случае потребителям не хочется по какой-то причине приобретать определенные товары.
Скрытый спрос — это ситуация, при которой покупатель готов приобрести товар, но не может, потому что рынок еще не придумал/не успел произвести данный товар.
Падающий спрос появляется со временем, когда новые модели товаров вытесняют старые.
Нерегулярный спрос характерен для сезонных товаров. Например, новогодние украшения пользуются популярностью только 2 месяца в году.
Отрицательный спрос связан с негативным отношением потребителей к товару.
О том, как спрос влияет на прибыль, читайте в статье «Маржа и маржинальность: что это такое, в чем отличие и как рассчитать».
Как формируется спрос?
Самый важный фактор, влияющий на спрос, — это цена.
График ниже отражает закон спроса: при увеличении цены уменьшается спрос, то есть между данными двумя величинами существует обратная зависимость.
Также выделяют несколько неценовых факторов, от которых зависит спрос:
- Доходы клиентов. Чем более платежеспособной становится аудитория, тем больше покупок она может себе позволить. Вместе с тем рост доходов может означать, что покупатель может позволить себе товары из более дорогого сегмента.
- Тренды. О них мы узнаём благодаря рекламе, слушаем мнение блогеров, следим за модными тенденциями. Тренды способны заставить людей купить даже те товары, которые сначала кажутся ненужными.
- Товары-субституты (заменители). При появлении на рынке конкурентоспособных аналогов в какой-либо категории покупатели могут отказаться от покупки привычного товара.
- Изменения демографических показателей.
- Политическая и экономическая ситуация.
- Ожидания, то есть психологические особенности покупателей, заставляющие совершать покупки. Потребительские ожидания невозможно учесть заранее. Например, в начале пандемии Covid люди скупали товары первой необходимости.
Как изучить спрос до запуска бизнеса?
Определить актуальность и востребованность продукта можно как платными, так и бесплатными способами. Рассмотрим самые популярные варианты анализа спроса.
- Воспользоваться сервисами поисковой аналитики
Яндекс Вордстат — это инструмент, который содержит информацию о всех запросах пользователей в Яндексе. Можно изучить интересы потенциальных покупателей в разрезе региона, оценить динамику конкретного запроса и узнать, какие использовались смежные запросы в течение заданного временного промежутка.
Google Trends — это база данных, которая позволяет определить интересы аудитории в Google. Функционал сервиса похож на Яндекс Вордстат: нужно ввести ключевую фразу и по заданным параметрам смотреть статистику.
Выделите несколько конкурентов в вашей нише, исследуйте площадки, на которых они продают свои товары. Проанализируйте ассортимент товаров по популярности, отзывам, цене. Для того чтобы получить объективные значения, возьмите в выборку исследования как можно больше конкурентных компаний.
- Использовать маркетплейсы
На Ozon, Wildberries или другом популярном маркетплейсе можно узнать количество предложений от продавцов по конкретному запросу. Если отсортировать товары в категории по популярности, то сможете оценить, насколько востребована каждая отдельно взятая позиция.
Резюмируем
- Спрос — это потребность и желание купить определенный товар.
- В первую очередь спрос зависит от цены.
- Чтобы узнать, будет ли определенный товар востребован, нужно провести анализ.
Статья была полезной для вас? Тогда подписывайтесь на наш телеграм-канал и следите за анонсами, чтобы не пропустить выхода нового материала!