Бизнес

Маржа и маржинальность: что это такое, в чем отличие и как рассчитать

12 апреля 2024 г.
5 минут
Маржа и маржинальность: что это такое, в чем отличие и как рассчитать
Содержание статьи
В статье разберем, что такое маржа и маржинальность, на какие категории и виды их делят, зачем считать данные показатели и в чем различие между наценкой и маржинальностью.

Что такое маржа

Маржа – это прибыль, которая отражает разницу между выручкой от продажи товара и затратами на его производство или приобретение. 


Рассмотрим на примере компании по продаже бытовых товаров. Допустим, за февраль было продано товаров на сумму 5 000 000 рублей, а затраты на материалы, оплату труда и другие расходы составили 3 000 000 рублей. Тогда маржа этой компании за февраль будет равна: 5 000 000 - 3 000 000 = 2 000 000 рублей. 

Зачем рассчитывать маржу

1. Анализ эффективности бизнеса. 


Регулярное отслеживание маржи позволяет быстро реагировать на изменения. Если маржа снижается из месяца в месяц, нужно проанализировать бизнес-процессы. 


2. Маржа и маржинальность – ключевые показатели, которые следует отслеживать и анализировать вместе, но их не стоит путать. Зная маржу, мы сможем сделать расчет и второго показателя. О маржинальности читайте ниже в статье.


Делаем вывод, что маржа является важным инструментом для финансового управления, стратегического развития бизнеса и контроля над прибылью.

Виды маржи

Валовая маржа (гросс-маржа) является самой базовой формой маржи товара. Она определяется как остаток от выручки после вычета переменными расходов.


Операционная маржа учитывает дополнительные затраты, например, аренду помещений, зарплату персонала. Данный вид маржи определяет прибыль после вычета всех операционных издержек.


Фронт-маржа определяет разницу между ценой продажи товара и стоимостью его закупки. Этот показатель помогает оценить прибыль с каждой продажи.


Бэк-маржа представляет собой прибыль в виде бонусов и компенсаций, полученных от поставщика товаров. 

Что такое маржинальность

Маржинальность – это показатель, который показывает долю маржинальной прибыли от выручки. Маржинальность позволяет оценить вклад каждой единицы товара в общую прибыль компании.


Продолжим пример с компанией по продаже бытовых товаров. У нас уже есть данные о выручке (5 000 000 руб.) и марже (2 000 000 руб.). Тогда маржинальность будет равна: (2 000 000/5 000 000) × 100 = 40%

Зачем рассчитывать маржинальность

1. Расчет маржинальности показывает, насколько эффективно продается товар. 


При отрицательной динамике маржинальности важно искать причину снижения эффективности продаж. Возможно, стоимость закупки товара увеличилась, бонусы сотрудников переоценены или услуги доставки подорожали. 


2. Маржинальность играет роль при расчете точки безубыточности (ТБУ). 


Уровень ТБУ определяет, сколько выручки необходимо компании, чтобы покрыть все постоянные расходы. Планирование продаж с учетом данного показателя позволяет эффективно управлять финансами и развивать бизнес.

Виды маржинальности товаров

Товары принято разделять на три категории, исходя из спроса и уровня конкуренции на рынке: 


Низкомаржинальные товары имеют относительно небольшую разницу между ценой продажи и себестоимостью (маржинальность до 30%). Примерами могут быть товары массового потребления, которые имеют высокий уровень конкуренции на рынке. 


Среднемаржинальные товары имеют умеренную разницу между ценой продажи и себестоимостью. У таких продуктов маржинальность колеблется от 30 до 50%. К примерам можно отнести электронику и одежду среднего сегмента.


Высокомаржинальные товары имеют значительную разницу между ценой продажи и себестоимостью. Такие товары обычно относятся к премиум-сегменту и имеют высокую наценку. Например, ювелирные изделия, брендовая одежда и другие предметы роскоши.

Разница между маржинальностью и наценкой

Основное отличие между маржинальностью и наценкой заключается в том, что маржинальность показывает отношение прибыли к выручке, в то время как наценка представляет собой добавочную сумму или процент к себестоимости товара. Наценка нужна для получения прибыли от продажи.


Например, если маржа составляет 2 000 000 рублей, а переменные расходы составляют 3 000 000, то наценка будет равна (2 000 000/3 000 000) × 100 = 66%.


Статья была полезной для вас? Тогда подписывайтесь на наш телеграм-канал и следите за анонсами, чтобы не пропустить выхода нового материала!

57
Поделиться:

Похожие статьи

Бизнес
20 июля 2023 г.
Где продавать в 2023 году: свой сайт, маркетплейс, социальные сети
181
Бизнес
21 июля 2023 г.
Что такое NPS: как его рассчитать и увеличить?
164
Бизнес
21 июля 2023 г.
Как оформить страницу доставки на сайте, чтобы повысить продажи интернет-магазина?
154