Логистика на маркетплейсах. Как продавцу сотрудничать со службой доставки через маркетплейс?
Маркетплейсы – это одна из возможных площадок как для начинающих, так и для более опытных онлайн-предпринимателей. О достоинствах и недостатках продажи товаров через маркетплейс размышляли здесь.
В этой статье говорим подробнее о том, как продавцу выбрать подходящую логистическую модель на маркетплейсе.
Основные форматы взаимодействия:
- FBM (Fulfillment by Marketplace) = FBO (Fulfillment by Operator)
- FBS (Fulfillment by Seller)
- DBS (Delivery by Seller)
Рассмотрим далее каждый формат подробнее.
Fulfillment by Marketplace/Operator
Схема FBM/FBO предполагает, что хранение товара на складе, комплектация, доставка до покупателя и обработка возвратов осуществляется силами маркетплейса. Селлер в таком случае должен упаковать свой товар, промаркировать его и передать на склад маркетплейса.
В чем плюсы модели FBM/FBO для продавца?
- Быстрая доставка – ваше конкурентное преимущество. Товар, который уже находится на складе маркетплейса, будет доставлен покупателю быстрее, чем при модели FBS. Это, конечно, играет свою роль, когда потребитель принимает решение о покупке.
- Отсутствие необходимости арендовать или приобретать склад, не нужно нанимать курьеров или договариваться с сервисами доставки – решение данных вопросов возьмет на себя маркетплейс.
- Возможность отправки ваших заказов совпадает с географией присутствия пунктов выдачи маркетплейса.
В чем минусы модели FBM/FBO для продавца?
- Комиссия. Хранение и доставка – это фактически дополнительные услуги, оказываемые маркетплейсом.
- Селлер не влияет на качество доставки заказов покупателю.
- Существуют ограничения по объему поставок на склад маркетплейса. Если на складе закончилось место для каких-то категорий товара, вам придется либо перенести свою поставку на ближайшую доступную дату, либо отвезти на другой склад.
Каким селлерам подойдет схема FBM/FBO?
Тем, у кого еще не настроены логистические процессы, у кого нет собственного склада и службы доставки. Не подойдет тем, у кого товар с низкой оборачиваемостью.
Fulfillment by Seller
Схема FBS отличается от предыдущей модели тем, что товар до того, как будет продан, хранится на складе селлера. То есть продавцу нужно отвезти свой товар в сортировочный центр или в пункт приема маркетплейса уже после того, как покупатель оформит заказ на сайте.
В чем плюсы модели FBS для продавца?
- Возможность самостоятельно контролировать остатки своих товаров, их внешний вид и сроки годности.
- Меньше комиссия маркетплейсу, чем при схеме FBO.
- Один склад – несколько каналов сбыта товаров. При модели FBS селлер не привязан к складу конкретного маркетплейса и может распределить партии товара по нескольким площадкам.
В чем минусы модели FBS для продавца?
- Покупателю отображается более долгий срок доставки ваших товаров. Площадка ставит сроки с запасом, чтобы исключить риски опоздания доставки, поскольку учитывает, что продавец может не сразу отправить заказы.
- Необходимо вовремя отвезти товары в пункт приема. За опоздания маркетплейс назначает штрафы.
Каким селлерам подойдет схема FBS?
Тем, у кого есть собственный купленный или арендованный склад для хранения товара.
Delivery by Seller
Схема DBS (на Ozon – realFBS) предполагает, что селлер отвечает и за хранение товара на складе, и за доставку. При данной модели маркетплейс выступает в качестве витрины для товаров.
В чем плюсы модели DBS для продавца?
- Подходит для позиций, которые маркетплейс не обслуживает (например, это могут быть скоропортящиеся, крупногабаритные и некоторые опасные грузы).
- Свобода выбора транспортных служб, с которыми селлеру сотрудничать. Вместе с тем продавец может выбрать оптимальные сроки и стоимость доставки. Ознакомьтесь с условиями доставки, которые предлагает Л-Пост для продавцов на маркетплейсах.
- При обработке возвратов отсутствует посредник в виде маркетплейса.
В чем минусы модели DBS для продавца?
- За несоблюдение сроков доставки маркетплейс начисляет штрафы селлеру, а в некоторых маркетплейсах падает рейтинг магазина.
- Необходимо место для хранения товаров, а также персонал для сборки и упаковки заказов.
Каким селлерам подойдет схема DBS?
Подходит опытным продавцам, у которых налажены процессы логистики.
Одна модель или комбинация?
Выбор оптимальной схемы для селлера зависит от нескольких факторов, среди которых можем выделить:
- оборачиваемость товара,
- тип продукции,
- складские мощности,
- количество членов в команде и др.
Модели логистики могут комбинироваться:
А) Например, часть товаров селлеру проще реализовывать по схеме FBS, а часть – по FBO. Товары с хорошим оборотом можно отправлять на склад по FBO, а еще не протестированные позиции продавать по FBS.
Б) В случае если у вас ассортимент разных габаритов, то в комбинации FBS+DBS крупногабаритные товары будет целесообразнее отправлять по DBS, а остальные – по FBS.
Статья была полезной для вас? Тогда подписывайтесь на наш телеграм-канал и следите за анонсами, чтобы не пропустить выхода нового материала!